Образование
Перед системой образования стоит сложная задача: дети с низкорослостью, чей интеллектуальный потенциал полностью соответствует возрасту, зачастую оказываются в психологической или социальной изоляции и даже могут лишаться доступа в общеобразовательные школы. Причина — не в медицинских диагнозах, а скорее в устаревших стереотипах и недостатке педагогических инструментов для инклюзии.

НКО «Немаленькие люди» работает над тем, чтобы изменить эту ситуацию. Мы разрабатываем практические подходы к обучению детей с ахондроплазией и другими скелетными дисплазиями в инклюзивных классах. Наша цель — не только помочь конкретной группе детей, но и создать универсальные образовательные решения.

Мы верим, что эти наработки позволят преодолеть «инклюзивный разрыв» для всех детей с видимыми внешними отличиями и предоставят педагогам и администрациям школ реальный инструментарий для создания по-настоящему доступной и комфортной образовательной среды.

Научный фундамент для изменений

В 2025 году коллективом автором НКО "Немаленькие люди" было проведено первое в России исследование «Социально-педагогические проблемы интеграции низкорослых детей в обществе сверстников», опубликованное в авторитетном журнале «Педагогический ИМИДЖ» (ВАК, РИНЦ). Его ключевые выводы приведены на карточках:
Что можно сделать уже сейчас: практические шаги

Пока мы работаем над созданием комплексных методик, уже сегодня можно предпринять конкретные действия, чтобы сделать образовательную среду более дружелюбной и доступной:

  • Адаптировать физическое пространство: начать можно с малого — предоставить надежную подставку-ступеньку для компенсации дефицита длины ног ребенка, убедиться, что ребенок может самостоятельно пользоваться шкафчиком, раковиной и другими объектами в школе.
  • Создать психологически безопасную атмосферу в классе: провести беседы с учениками об уважении друг к другу, пресекать обидные комментарии и обсуждения внешности, проводить профилактические беседы для недопущения конфликтов в детских коллективах.
  • Повышать осведомленность педагогов: обучить учителей и администрацию основам взаимодействия с детьми с низкорослостью, объяснить причины и характер заболевания.

Почему инклюзия важна для всех?
Грамотно организованный инклюзивный образовательный процесс обогащает не только «особенного» ребенка, но и все школьное сообщество. Он учит весь коллектив сверстников эмпатии, сотрудничеству и готовит их к жизни в разнообразном и многогранном мире.

Наша работа продолжается
НКО «Немаленькие люди» всесторонне изучает феномен низкорослости как комплексного медико-социального явления. Мы делаем первые, но уверенные шаги в направлении формирования методологических подходов к организации инклюзивного образования.

  • Мы готовим практические рекомендации для родителей и педагогов по инклюзии детей с низкорослостью.
  • Мы приглашаем все педагогическое сообщество к совместной работе над созданием эффективной системы, в которой каждый ребенок, независимо от роста, сможет учиться, дружить и реализовывать свой потенциал.

Полезные материалы:

Ознакомиться с исследованием: Полный текст статьи «Социально-педагогические проблемы интеграции низкорослых детей в обществе сверстников» доступен в Выпуске № 3 (68) журнала "Педагогический имидж"

Присоединяйтесь к работе! Контакты для сотрудничества: welcome@achondroplasia.ru
Образование
Где кроется главный барьер и что делать?
Подробнее
Отношения в обществе
От стигмы к инклюзии
Подробнее
Трудоустройство
Реализация прав и талантов
Подробнее
Центр «Немаленькие люди» консультирует семьи по вопросам образования, создания специальных условий в школе, прохождения ПМПК и получения необходимой медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными препаратами

Горячая линия: 8 800 222 32 09
Чат-бот в Телеграм @achnews_bot

Другие темы